require($_SERVER["DOCUMENT_ROOT"]."/bitrix/modules/main/include/prolog_before.php"); $APPLICATION->SetPageProperty("title", "Преимущества и недостатки коммерческого обозначения перед товарным знаком"); $APPLICATION->SetPageProperty("description", "Проведено табличное сравнение характеристик товарного знака и коммерческого обозначения. Коммерческое обозначение выигрывает по удобству использования, но проигрывает по престижности."); $APPLICATION->SetTitle("Сравнительные характеристики товарного знака и коммерческого обозначения. "); require($_SERVER["DOCUMENT_ROOT"]."/bitrix/modules/main/include/prolog_after.php") ?>
Средства индивидуализации являются важной имиджевой характеристикой бизнеса, важнейшим маркетинговым инструментом. Необходимо решить какие средства индивидуализации применять и как это делать. Поэтому часто возникает вопрос: «Чем различаются между собой товарный знак и коммерческое обозначение?» Ответить на этот вопрос можно только сравнив характеристики этих инструментов.
Изучение положений о товарных знаках и коммерческом обозначении позволяет составить следующую сравнительную характеристику этих средств индивидуализации.
Основные характеристики коммерческого обозначения |
Основные характеристики товарного знака (знака обслуживания) |
Служит для индивидуализации юридического лица – организации или индивидуального предпринимателя |
Служат для индивидуализации товаров и услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а не предприятий и организаций |
Не подлежит государственной регистрации |
Подлежит государственной регистрации с выдачей свидетельства |
Правообладателем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель |
Правообладателем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель |
Может быть только одно в организации |
Количество не лимитируется |
Его употребление должно быть известно на определенной территории |
Действительно на территории всей РФ и в странах регистрации |
Должны обладать различительной способностью |
Должны обладать различительной способностью |
Не должно быть сходным до степени смешения с фирменными наименованиями, товарными знаками и коммерческими обозначениями других организаций |
Не должны быть сходны до степени смешения с другими товарными знаками, коммерческими обозначениями, фирменными наименованиями, государственными символами и т.п. |
Должно непрерывно использоваться с временным разрывом не более одного года |
Правовая охрана прекращается, если не использовался непрерывно более 3-х лет |
Может включать элементы фирменного наименования |
Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке |
Может указываться на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках и т.п. |
Размещаются на товарах, этикетках, упаковках, при оказании услуг, в предложениях, рекламе и т.п. |
Может применяться для индивидуализации нескольких предприятий одного юридического лица |
Может быть коллективным |
Организация (индивидуальный предприниматель) должна(ен) заниматься коммерческой деятельностью |
|
Относится к организации и может быть использован во всех её атрибутах, а также в описании товаров |
Относится к определенному перечню товаров, заявленных при регистрации |
Знак охраны: ® |
Как видно из таблицы рассматриваемые средства индивидуализации по своим правоприменительным функциям очень сходны. Основные различия заключаются в необходимости государственной регистрации товарного знака. Коммерческое обозначение даже шире и удобнее в правоприменении. При этом стоимость регистрации товарного знака, включая услуги по оформлению заявки достаточно высока, а коммерческое обозначение бесплатно. Так может быть товарный знак вообще не нужен? Достаточно только коммерческого обозначения?
Во многих случаях достаточно. Но вопрос не так прост. Во-первых, в силу традиции и инерции мышления доверия к товарному знаку гораздо больше, а в бизнесе это имеет большое значение. Кроме того, термин коммерческое обозначение будет, наверное, непонятен многим из иностранных партнеров. Если вы имеете дело с иностранными фирмами это надо принимать во внимание и по возможности использовать в этих случаях товарный знак (но на начальной стадии бизнеса целесообразно использование коммерческого обозначения). То же самое надо иметь в виду в случае выхода на внешний рынок. Здесь необходима международная регистрация товарного знака.
При использовании коммерческого обозначения следует защитить себя от недобросовестных действий конкурентов и других лиц. Для этого необходимо соответствующим образом оформить правообладание коммерческим обозначением. Наиболее эффективным способом такого оформления является регистрация коммерческого обозначения и постановка на учёт в качестве нематериального актива.
Для регистрации авторских прав на коммерческие обозначения, слоганы, фирменный стиль перейдите наглавную страницу раздела и нажмите одну из кнопок
"Самостоятельно" или "Через администрацию".