Защита дизайна

     Уважаемые авторы дизайнерских произведений!

Ваше творчество делает мир прекрасней.
Защищайте результаты своего труда, свои интеллектуальные права!


banner-1686943__340.jpg

Защита дизайна

Понятие дизайна
Способы правовой защиты
      Защита в виде промышленного образца
      Защита путем подтверждения авторских прав на изображение
      Защита путем подтверждения авторских прав на дизайнерский  проект
Комплексная защита
Явочный принцип защиты
Примеры
Архитектурный, градостроительный и садово-парковый проекты

Понятие дизайна

            Понятие дизайна не определено в нормативных документах. Однако из этих документов следует, что дизайн - это решение внешнего вида изделия или художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Отсюда следует, что понятие дизайна распространяется на огромное множество индивидуальных и композиционных объектов, изделий. Однако в большинстве случаев под дизайном понимают какое-либо новое, творческое художественно-конструкторское решение.


Способы правовой защиты

           Если речь идет о новом, то часто это новое надо защищать. Законом предусмотрены следующие возможности правовой защиты дизайна.

1.      Защита в виде промышленного образца 

Правовая охрана предоставляется на основании патента. Объем правовой охраны определяется совокупностью существенных признаков.

Преимущества: традиционное уважение к патенту, престижность понятия.
Недостатки: трудоемкость оформления, длительность рассмотрения до 20 месяцев (в среднем 16-18 мес.), средняя стоимость оформления заявки на рынке 30000 – 50000 руб., патентные пошлины ~ 10000 руб., необходимость платной годовой поддержки патента до 25 лет.
Оформление прав: оформление заявки на патент и ее подача в Роспатент.        

2.      Защита путем подтверждения авторских прав на двух/трехмерное изображение.

Эта защита основывается на положении авторского права по ст. 1270 п.2. п.п.1 ГК РФ: «использованием произведения считается … воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения …». Другими словами, двумерное изображение защищает трехмерное и наоборот. При этом имеется в виду не только графическое, но и материальное воплощение внешнего вида изделия.

Защита с помощью приведенного положения сравнительно проста, доступна и имеет положительную судебную практику. При этом следует иметь в виду, что в данном случае следует использовать иную, чем в случае промышленного образца, доказательную базу и аргументацию. В основе доказательств нарушения прав здесь лежат подтверждение авторских и исключительных прав, а также обоснование признаков идентичности или производного (переработанного) произведения. Это совсем иной подход и требует использования терминов и нормативных положений авторского права. В большинстве случаев такой подход расширяет возможности защиты. Однако могут возникать вопросы при трактовке практической реализации изображения в дизайн изделия. Например, часто бывает трудно определить идентичность фигур в различных измерения и ракурсах.

Преимущества: простота, низкая трудоемкость и стоимость оформления, расширенная область правовой охраны.
Недостатки: низкая информированность населения, сравнительно невысокая практика применения.
Оформление прав - подтверждение авторских прав путем добровольной регистрации: депонирование и регистрация произведения,
                      регистрация произведений малых форм.

3.      Защита путем подтверждения авторских прав на дизайнерский проект

Защита на основании положения авторского права по ст. 1270 п.2. п.п.10 ГК РФ: «использованием произведения … считается практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта». Слово проект здесь имеет ключевое значение.

            Формальные и содержательные отличия проекта дизайна от изображения внешнего вида изделия заключаются в наличии, по крайней мере, указаний назначения, целей, способов достижения и конечных результатов. Но главное содержательное отличие проекта - это возможность подробной проработки темы проекта: приведение изображений с разных сторон, с разных ракурсов, приведение вариантов и деталей изображений, описание изображений во избежание неправильной трактовки. Такой подход позволит более надежно защитить дизайн изделия с учетом различных вариантов. Для защиты дизайна желательно оформление проекта в соответствии с процессным подходом – постановка задачи, планирование, исполнение, контроль и коррекция. Желательно такой подход совмещать с выполнением задачи по разработке дизайна.

Преимущества: простота и сравнительно низкая трудоемкость и стоимость оформления, расширенная область правовой охраны.
Недостатки: низкая информированность населения, сравнительно невысокая практика применения.
Оформление прав - подтверждение авторских прав путем добровольной регистрации проекта: депонирование и регистрация произведения,
                                      регистрация произведений малых форм.

Комплексная защита

           При осуществлении любой защиты одним из основных вопросов является ее надежность. Все указанные выше способы защиты дизайна достаточно надежны. Однако трудно предвидеть заранее все возможные действия конкурентов, тем более, что эти способы предполагают разные подходы к осуществлению защиты и разные доказательные базы. Поэтому можно рекомендовать комплексный способ защиты, а именно, одновременную защиту нормами патентного и авторского права. Другими словами на произведение дизайна желательно получить патент и одновременно зарегистрировать (подтвердить) авторские права, тем более, что стоимость регистрации, как правило, невысока.

Явочный принцип защиты

            По сути, защита дизайна авторским правом основывается на явочном принципе правовой охраны. Поэтому авторы, как правило, не проводят исследование рынка на наличие аналогичных дизайнерских решений. Это может привести к правовым коллизиям. Напротив, в случае защиты патентом на промышленный образец проводится экспертиза на новизну, что дает определенную уверенность в новизне защищаемого дизайна. При этом следует учесть, что полной уверенности не может дать ни одна экспертиза.

Примеры

            В качестве примера защиты дизайна авторским правом можно привести, широко комментируемое в Интернете, дело № 18АП-15623/2014, в котором на основании авторских прав, переданных по факту использования работодателю устанавливается факт их нарушения в виде использования изделия с соответствующим дизайном.
Это дело интересно еще и тем, что в ходе рассмотрения СИПом дается определение: «Один результат интеллектуальной деятельности может охраняться одновременно как авторским, так и патентным правом. Выбор способа защиты является прерогативой правообладателя».

            Другим примером может служить дело № А40-13480/2014. В этом деле суд удовлетворил требования истца о нарушении авторских прав при производстве обручального кольца на основании международного регистрационного свидетельства NDM/070 868 от 05.09.08.


Архитектурный, градостроительный и садово-парковый проекты        

           Всё сказанное выше относительно дизайнерского проекта относится также к архитектурному, градостроительному и садово-парковому проектам. Здесь следует еще раз упомянуть о необходимости защиты вариантов проекта, дабы избежать обхода и искажений авторских и/или проектных решений. В большинстве случаев для надежной защиты интеллектуальных прав таких проектов необходимо проведение экспертизы с участием специалистов по авторскому и патентному праву. Учитывая невысокую стоимость подтверждения авторских прав, во многих случаях имеет смысл осуществлять комплексную защиту дизайна как нормами патентного, так и авторского права. 


Более подробно о методах регистрации на нашем сайте смотрите в разделе «Регистрация авторских прав на произведения…»

Личный кабинет

Логин
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

От администрации сайта

  • Обращение администрации

    Уважаемые авторы и посетители, Вам представлена новая версия сайта. На сайте проводятся работы, возможны некорректные отображения информации и ошибки. В случае обнаружения недостатков просим сообщать по электронной почте.

  • Необходимость новой регистрации для авторов

    Уважаемые авторы!
    Убедительно просим Вас осуществить регистрацию на новом сайте. После регистрации, через 2-4 дня, Вы получите доступ к личному офису с расширенным спектром сервисов.

Новости от авторов

  • Новое направление обучения техникам живописи

    Художественно-педагогическое синтетическое инновационное направление представляет собой совокупность обучения техникам и технологии станковой живописи, совмещенное с погружением в техники освоения метафизического мира космических связей порядка «нисхождения корней», обусловленного связью причины и следствия и подчиняющегося Абсолютным Законам. Смотрите публикацию A4В015.

  • Метатеория фундаментальных физических теорий

    Опубликованная теория представляет целостную научную картину мира, как концептуальную логическую модель в виде диаграммы Эйлера - Венна, которая является обоснованием математической структуры физических законов, как области целостности в поле рациональных чисел. Смотрите публикацию A1В051.