Проблемы и вопросы «коммерческого обозначения»

Коммерческое обозначение: правовые коллизии и пути решения

 Наличие в Законе о правах на результаты интеллектуальной деятельности параграфа «Право на коммерческое обозначение» является, несомненно, положительным шагом на пути развития законодательства об интеллектуальной собственности. Это положение частично отражает уже имеющуюся практику и позволяет многим организациям иметь законное средство индивидуализации. Однако практика применения коммерческого обозначения сталкивается с противоречиями и трудностями.

vesy2.jpg

     Остановимся на некоторых неясностях и противоречиях положения о «праве на коммерческое обозначение».
В п.1 ст. 1538 IV части ГК РФ написано, что коммерческие обозначения не подлежат «обязательному» включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. То есть, якобы есть необязательный вариант включения в ЕГЮРЛ и, если вы захотите утвердить свое коммерческое обозначение, Вы сможете его включить в ЕГРЮЛ? На практике у Вас это не получится. Государственной регистрации коммерческого обозначения не существует.

    Далее пишется «Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия…» (п.1 ст. 1539 IV часть ГК РФ). Но как устанавливается правообладатель? Получается, что если юридическое лицо использует какой-либо знак, то он уже и коммерческое обозначение – по факту. Это открывает возможности для злоупотребления третьим лицам. Они тоже могут использовать этот или схожий знак и как доказывать кому он принадлежит по праву.

    Опять-таки и следующее требование заключает в себе внутреннее противоречие – «…если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории»

    К этому требованию надо добавить следующее «Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее» (п.1 ст. 1539 IV часть ГК РФ).

    Получается, что необходимо провести поиск и анализ на схожесть коммерческого обозначения с другими имеющимися коммерческими обозначениями. А как это сделать, если они нигде не регистрируются. И даже требование «определенной территории здесь не поможет, т.к. большинство коммерческих обозначений используются на территории всей РФ или области.

   Из описанных положений следует, что коммерческое обозначение должно быть соответствующим образом оформлено в организации. В этом случае можно выполнить и положение закона о передаче исключительного права другому лицу (п.п.4, 5 ст. 1539 IV часть ГК РФ), а также отстоять свои права в случае претензий по срокам использования (п.2 ст. 1540 IV часть ГК РФ).

   Однако оформление коммерческого обозначения только в организации тоже не спасет от его незаконного использования другими лицами или претензий к вам по его незаконному использованию уже вами. Достаточную базу доказательств можно сформировать только в случае какой-либо фиксации прав на коммерческое обозначение в независимой организации. Процесс данной фиксации прав можно также назвать и регистрацией, что соответствует современным понятиям русского языка (см. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с.).

 Таким образом, в случае использования коммерческого обозначения целесообразно сформировать достаточную доказательную базу правообладания, зафиксировать (зарегистрировать) свои права в независимой организации, оформить его использование в своей организации. К тому же существование баз данных (каталогов регистрации) по коммерческим обозначениям позволит проводить предварительный поиск на схожесть при разработке таких знаков.



Для регистрации авторских прав на коммерческие обозначения, слоганы, фирменный стиль перейдите на главную страницу раздела и нажмите одну из кнопок
"Самостоятельно" или "Через администрацию".

Личный кабинет

Логин
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

От администрации сайта

  • Обращение администрации

    Уважаемые авторы и посетители, Вам представлена новая версия сайта. На сайте проводятся работы, возможны некорректные отображения информации и ошибки. В случае обнаружения недостатков просим сообщать по электронной почте.

  • Необходимость новой регистрации для авторов

    Уважаемые авторы!
    Убедительно просим Вас осуществить регистрацию на новом сайте. После регистрации, через 2-4 дня, Вы получите доступ к личному офису с расширенным спектром сервисов.

Новости от авторов

  • Новое направление обучения техникам живописи

    Художественно-педагогическое синтетическое инновационное направление представляет собой совокупность обучения техникам и технологии станковой живописи, совмещенное с погружением в техники освоения метафизического мира космических связей порядка «нисхождения корней», обусловленного связью причины и следствия и подчиняющегося Абсолютным Законам. Смотрите публикацию A4В015.

  • Метатеория фундаментальных физических теорий

    Опубликованная теория представляет целостную научную картину мира, как концептуальную логическую модель в виде диаграммы Эйлера - Венна, которая является обоснованием математической структуры физических законов, как области целостности в поле рациональных чисел. Смотрите публикацию A1В051.