Администрация гарантирует обеспечение сохранности авторской или согласованной с авторами версии опубликованных в каталоге и на сайте материалов
Каталог B
Депонирование произведений науки, литературы, искусства
Методика АМАЯ - канис-терапия на уроках иностранного языка
Методика АМАЯ - канис-терапия на уроках иностранного языка
Методика АМАЯ это частная методика преподавания иностранных языков с участием канис-терапии и игр.
Игровая канис - терапия на уроках иностранного языка - участие собаки (постоянное или нет) на занятии с детьми и взрослыми, а также ее прямое или косвенное участие в образовательном процессе.
Цели методики для условно здоровых детей:
1) повышение мотивации обучающегося к образовательному процессу
2) снятие стресса во время образовательного процесса
3) повышение коэффициента усвоения знаний и их закрепление
4) адаптация детей в коллективе
Цели методики для детей с нарушениями в развитии
1) снятие стресса
2) адаптация к окружению
3) снятие физической нагрузки во время занятия
4) повышение мотивации к процессу обучения
5) повышение качества усвоения знаний и умений
Структура методической разработки
Общая структура:
1. Аннотация
Данная методика направлена на снятие стресса у детей в процессе обучения при участии собаки, повышения мотивации к обучению, развитию говорения, отработки лексического материала, снятию напряжения у условно здоровых и детей с нарушениями развития. Методика полезна учителям средней и младшей школы (предметникам), а также педагогам - дефектологам.
2. Введение
В наше время очень актуальна проблема низкой мотивации и плохим усвоением знаний и навыков обучающимися. Это связано не только с жесткой программой обучения, но и отсутствием достаточного количества методических разработок направленных не только на получение знания, но и на снятие стресса, волнения, замкнутости обучающихся. Отдельно канис-терапия применяется достаточно широко для адаптации людей с тяжелыми нарушениями.
Каниcтерапи́я (от лат. сanis — собака + греч. θεραπεία — лечение) — разновидность анималтерапии — метод лечения и реабилитации, с использованием специально отобранных и обученных собак. Канистерапию используют в медицинской и социальной реабилитации.
Канис-терапия может использоваться как психотерапевтическая методика, способствующая развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики, а также для усиления эффективности развития личности при коррекции, реабилитации и социальной адаптации детей с нестандартными особенностями развития существуют программы для слепых и слабовидящих детей для их общего развития, повышения интереса к познанию внешнего мира.
Собаки обладают некоторыми качествами, сходными с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные инициативы человека. Кроме того, они легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются.
Данная терапия была применена в рамках работы с условно здоровыми детьми на уроках иностранного языка, а также на занятиях чтением. Цель такого урока была направлена не только на расслабление, но и на повторения материала, снятие физического напряжения - таким упражнением служило аппортирование (дети называли предмет на иностранном языке, который собака должна была принести, также цвет и пр.) данное упражнение не только помогло закрепить материал, снять напряжение (аналог физкульт-минутки), но и снять страх перед собакой, а также мотивировать обучающихся работать, чтобы в дальнейшем иметь возможность общения с собакой.
Методическая разработка темы
1. Планирование темы
Урок с использованием собаки-терапевта должен быть четко продуман и спланирован. Тема для изучения может быть любая.
Главное в уроке - присутствие собаки (ее пассивное участие), ее участие (активное). Основная идея проведения урока иностранного языка с использованием элементов канис-терапии - аппортирование. Собака приносит предметы и объекты, карточки, которые учитель (терапевт) или дети просят ее принести.
2. Рекомендации и примечания
Детей надо научить работать с собакой - четко говорить команды, отчетливо произносить слова. Присутствие терапевта на уроке обязательно. Учитель без специальной подготовки не имеет права вести подобные занятия.
4. Основная часть.
Методика изучения английского языка с применением канис-терапии Была разработана с целью снятия стресса и напряжения у детей при изучении иностранного языка. С помощью данной методики можно проводить занятия по любому языку, у детей любого возраста и уровня подготовки.
Особенностью данной методики является то, что она применима не только как основная программа, но и возможно ее частичное применение. Например возможно проведение только одного урока в неделю с использованием собаки, в то время как остальное время идет изучения материала. В данном случае собака - "бонус" для учеников, мотивация к продолжению обучения, а также своеобразный тренажер для отработки и лучшего усвоения изученного материала.
Пример урока с использованием игровой методики и собаки -
1 - учитель (терапевт) называет слово - например apple, собака несет карточку или объект. Если собака приносит его верно, дети хвалят ее на изучаемом языке.
2- "карточки"Учитель дает карточки со словами, собака вытягивает карточку и дает ученику. Ученик выполняет задание (переводит, читает и пр.).
3- "чтение" Собака сидит с учениками пока те читают на иностранном языке, переворачивает страницы книги носом.
Все эти упражнения направлены на снятие усталости, стресса, а также повышению мотивации учащихся. Плюс данной программы в том, что занятие может быть адаптировано под любую тему занятия.
5. Заключение.
Данная методика не только позволяет расширить границы для детей условно-здоровых, но и дать возможность обучаться больным детям. Это очень актуально в наше время, особенно при учете несовершенной программы образования, а также тестовой системы, под влиянием которой мышление, качество усвоения знаний и пр. сильно страдает.
Данная методика была создана и апробирована на курсах иностранных языков и развития ООО "АМАЯ" специалистом Васильевой Анной Анатольевной и Демир Натальей Георгиевной в феврале 2016 года.
Васильева А.А. выступала с докладом на конференции по канис-терапии в Санкт-Петербурге (см. приложение 1).
6. Список использованных источников.
http:// kursyinyaz.wix. com/amaya
7. Приложения.
Приложение 1
Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку с использованием элементов канис-терапии.
Васильева А.А.; преподаватель иностранного языка
Обучение иностранному языку является неотъемлемой частью современного образовательного процесса, но сопряжено с такими сложностями, как низкая мотивация детей к обучению, неумение детей справляться со стрессом, который всегда присутствует, когда речь заходит о применении только что полученных знаний. Таким образом, зачастую оказывается, что ребёнок, даже имея необходимые знания, не может ими воспользоваться по причине не тренированности психики.
Канис-терапия, используя метод бесстрессового обучения и быстрого подкрепления, располагает рядом средств, позволяющих повысить заинтересованность человека в производимом действии и одновременно тренировать его стрессоустойчивость. Исходя из этого, можно выдвинуть следующую гипотезу.
Гипотеза.Канис-терапия может использоваться при обучении иностранному языку для улучшения социального взаимодействия, для снижения уровня стресса при говорении, для оптимизации процесса обучения говорению на иностранном языке и расширению словарного запаса детей.
Исследование. В процессе исследования принимали участие дети (условная норма) в возрасте от 8-9 лет (второй год обучения в общеобразовательной школе; первый год обучения иностранному языку). Дети были разделены на 2 группы. Цель обучения – сдача экзаменов по иностранному языку (CambridgeEnglishTests; YLEStarters). Дата начала обучения – 01.09.2014. Дата сдачи экзамена – 17.05.2015. Экзамен проводился в авторизированном экзаменационном центре (BKC-ih) без участия в данном процессе преподавателя детей. В одной группе применялись элементы канис-терапии, в другой применялась стандартная методика без использования канис-терапии. (В группе, где использовалась собака, как средство обучения, предварительно был проведён опрос на отсутствие у детей характерных аллергических реакций и фобий.)
Уровень владения иностранным языком у всех участников на момент начала обучения – нулевой. Занятия проводились 2 раза в неделю, по 60 минут, в группах по 3 и 4 человека соответственно. Распределение на группы – случайное, обусловленное выбором родителей.
Собака присутствовала и включалась в работу с первого занятия, будучи активным и пассивным участником данного процесса.
В качестве активного участника при помощи животного отрабатывались различные коммуникативные навыки по различным темам курса (Приветствие, Прощание, День рождения, В магазине и т.д.) Темы курса определялись учебным пособием, выбранным для подготовки к экзамену. («FunforStarters»; AnneRobinson, KarenSaxby; secondedition) Дети сначала по одному проговаривали различные речевые клише в игровой ситуации с использованием собаки (все высказывания были обращены к ней и животное соответственно на них реагировало), затем в группе, но при этом собака оставалась активным участником процесса, т.е. часть речи была обращена к ней. В конечном итоге собака выводилась из игры, и дети проигрывали её в группе между собой.
Также происходило изучение и закрепление новой лексики по изучаемым темам. Собака принимала активное участие в играх, которые провоцировали детей на использование новых слов в речи. Сюда можно отнести игры с элементами апортировки, когда дети просят принести собаку нужный предмет; игры на закрепление предлогов места, когда дети раскладывают вещи относительно животного и одновременно комментируют свои действия и т.д.
Как пассивный участник собака своим присутствием использовалась, как средство психологической разгрузки, когда ребёнок после или во время выполнения трудной для него учебной задачи имел возможность тактильного контакта с собакой.
Другой вариант тренировки психики, как неотъемлемой части нормального процесса коммуникации, это умение использовать полученные коммуникативные навыки в момент возбуждения, т.е. находясь в стрессовой ситуации, что характерно для экзаменов. Дети должны были воспроизводить соответствующие речевые конструкции, одновременно производя действия с собакой. Например, задавать вопросы по изучаемой теме, одновременно прыгая через лежащую собаку или кидая ей мяч.
Следует отметить, что все игры ограничивались по времени (использовался таймер/секундомер) с обязательным выявлением победителя. Это являлось дополнительным психологическим тренингом перед экзаменом, проводимым на время, и не позволяло заигрываться с собакой, т.е. собака становилась не самоцелью, а средством достижения результата.
Контроль результатов определялся посредством тестов, аналогичных экзаменационным, проводимых в конце второй и третей четверти. Тест проводил преподаватель, не работающий с детьми в данных группах. Итоговым тестом являлся экзамен по иностранному языку с выдачей сертификатов.
По результатам промежуточных срезов и итогового экзамена можно наблюдать тенденцию развития устной речи у детей в двух группах.
Группа, работающая с собакой |
|
Группа, работающая без собаки |
|
дети |
Говорение (% правильных ответов) |
дети |
Говорение (% правильных ответов) |
1. |
50/65/100 |
1. |
50/60/50 |
2. |
60/78/100 |
2. |
67/60/40 |
3. |
54/70/100 |
3. |
60/74/60 |
4. |
70/84/100 |
|
|
Вывод. Элементы канис-терапии могут быть успешно использованы в обучении иностранному языку. Взаимодействие с собакой в процессе обучения ведёт к повышению мотивации к изучению иностранного языка, снятию психологического стресса, связанного с необходимостью говорить на иностранном языке и делать это в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми.
Меню раздела
Актуальная информация
Интелл-Защита
От администрации
Новости