Администрация гарантирует обеспечение сохранности авторской или согласованной с авторами версии опубликованных в каталоге и на сайте материалов

Каталог A

Авторство и подтверждение авторских прав - регистрация идей, концепций, теорий, гипотез.

Целостная картина мира

ЦЕЛОСТНАЯ  КАРТИНА  МИРА
Б.Х. Рустемов
15.01. 2015

Если вам удастся придумать точку 
зрения на мир, которая согласуется 
со всем тем, что уже же выяснено, 
и приводит где-то, к другим результатам
в сомнительных областях, вы делаете 
великое открытие
                                                    Р.Фейнман

        Главной целью развития науки всегда являлось создание целостной картины действительности. В связи с этим построение и эстетически приемлемым образом оформление целостной картины мира является одной из актуальных проблем науки. В XXI веке ее актуальность обострилась еще и тем, что формирование научного мировоззрения приобрело особую значимость в образовании, дидактическим средством в котором выступает целостная картина мира. Целостная картина мира привлекает особый интерес ученых-физиков как концептуальная модель, содержащая основные идеи и принципы построения современной научной теории на метауровне. Однако, несмотря на огромные усилия ученых философов и физиков пока не удалось поднять «занавес» перед целостной картиной мира, хотя в этом направлении достигнуты определенные успехи. 

      Понятие «картина мира» является одним из фундаментальных понятий философии и естествознания и выражает общие  научные представления об окружающей действительности в их целостности. Понятие «картина мира» отражает мир в целом как единую систему, т.е. «сквозное целое», познание которого предполагает «познание всей природы и истории».
В процессе познания окружающего мира в сознании человека отражаются и закрепляются знания, умения, навыки, типы поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определенную модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако прогресс представлений об окружающем мире  достигается преимущественно благодаря научному поиску. В научную картину мира не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности.

      Зарождение понятия «научная картина мира» во второй половине XIX века, было вызвано требованием времени: актуальной задачей становилась необходимость анализа методологических основ науки, вызванная, происходящим в то время, кризисом, изжившей себя метафизической методологии. Особенно ярко это проявилось и в физике в начале XX века: преодоление кризисных явлений, решение проблем взаимосвязи поля и вещества; дискретности и непрерывности; относительности инвариантности потребовало систематизации и обобщения накопленного знания на более высоком уровне, чем научная теория. В этот период приобрели особую актуальность вопросы установления связей между различными теориями, анализа научных положений с точки зрения методологических принципов физики и диалектико-материалистической философии.

      Научная картина мира всегда опирается на определенные философские принципы, но сами по себе они еще не дают целостную картину мира, не заменяют ее. Эта картина формируется внутри науки путем обобщения и синтеза важнейших достижений, а философские принципы целенаправляют этот процесс синтеза и обосновывают полученные в нем результаты.

      Система знаний в научной картине мира не строится как система равноправных партнеров. В результате неравномерного развития отдельных отраслей знания одна из них всегда выдвигается в качестве  ведущей, стимулирующей развитие других. В классической научной картине мира такой ведущей дисциплиной явилась физика с ее мощным теоретическим аппаратом, математической насыщенностью, четкости принципов и научной строгостью представлений. Эти обстоятельства сделали ее лидером классического естествознания, а методология сведения придала научной картине мира явственную физическую окраску.
Исследуя механизм влияния философии на формирование научного знания на материале физики, М.В. Мостапаненко подчеркивал, что между физической теорией и философией существует особое промежуточное звено, через которое, с одной стороны, философия влияет на физику, а с другой - физика влияет на философию. Этим промежуточным звеном является, система представлений и понятий, называемая физической картиной мира [4].

      Понятие «физическая картина мира» стало появляться в работах ряда физиков в конце XIX - начале XX веков. Начиная с работ Г. Герца термин «картина мира»  в понимании отражения внешнего мира получил большое распространение, причем вместо термина «механическая картина мира» стали применять более вместительный термин «физическая картина мира».Таким образом энергетическим и феноменологическим подходам противопоставлялось стихийно материалистическое понимание науки. Г. Герц впервые проанализировал понятия « физическая картина мира», показал его значение  для всей структуры физики,и следовательно, для углубления наших знаний о природе.


      Линию понимания науки как отражения внешнего мира и возможности применения в связи с этим понятия «физическая картина мира» продолжал М. Планк, который посвятил анализу этого понятия о состоянии физики начала XX века несколько своих работ.
В первой четверти XX века под физической картиной мира часто понимали общее представление о природе, которое возникло на основе достижений физики. До появления  квантовой механики, большинство ученых придерживались понимания физики и физической картины мира как отражение действительности. Однако в начале второй четверти XX века с появлением квантовой механики, положение существенно изменилось. Квантово - механические понятия были достаточно абстрактные, а их связь с опытом был настолько сложен, что трудно было видеть в них отражение объективных соотношений. Многомерность волновых функций для квантовых систем, вероятностный характер связи теории и опыта, принципы неопределенности и дополнения и другие необычные понятия, связанные с ними – все это без надлежащего философского подхода привело к тому, что представление не только о физической картине мира, но и о физике в целом как отражение объективных законов природы для многих физиков было похитано.  Сейчас всю теоретическую основу физики начали воспринимать не как непосредственно «картину», а как «логическую структуру», «идеальную модель».
В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций. Научная картина мира не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно- следственных связей, что позволяет с определенной степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира.


      Н. Калягин отмечает, что современная научная картина мира охватывает широчайший спектр данных космогонии, биогенеза, антропогенеза, социогенеза и др. Эти данные настолько разнородны, что подподают под общий знаменатель только на уровне универсального причинно -следственного закона, в том числе и законы диалектики  поддерживают устойчиво повторяющиеся связь явлений и их сущностей, что обеспечивает стройность, упорядоченность и целостность нашей Вселенной.  Для всех этих законов характерно повторяемость, которая в свою очередь,обусловлено причинно- следственным законом. Почему так происходит в науке неизвестно. Тем не менее, ясно, без причинно-следственного закона не смог бы действовать ни один закон природы или общества, а мироустройство распалась бы, чего, однако, не наблюдается. Таким образом, открывается неожиданное обстоятельство, что глубже всех мыслимых законов любой степени фундаментальности всегда лежит закон причинности [3].

      Универсальность причинно-следственных связей и успехи их в познании привели к абсолютизации объяснительного и онтологического  статуса принципа причинности.  Так называемый лапласовский детерминизм в конце XVIII века закрепил  доминанту причинного типа объяснения в науке того времени. Однако переход науки к более сложным объектам : статистическим, кибернетического типа, саморазвивающимся, рефлексивным системам – обнаружил множество иных, непричинных зависимостей функциональных, структурных, целевых, связей состояний, коррелятивных и т.д. Это дало толчок углублению и развитию понятий и следствий: в исследование включаются такие понятия, как «разветвленная цепь причинения», «обратные связи», «системная причинность» и т.д. В настоящее время  понятие причина и следствие происходит на основе учения детерминизма.

      Принцип детерминизма в качестве черты научного мышления противостоит таким проявлениям обыденного сознания, как простая констатация фактов и слепое  им подчинение без попыток выяснить, какова их причина, или стремление бороться с самими негативными явлениями, а не с причинами, их порождающими ( или еще хуже, с надуманными причинами) [7].
В научной картине мира принцип причинности, понимаемый  как утверждение о всеобщей причинной обусловленности явлений реального мира, имеет важнейшее методологическое значение.Такое утверждение необходимо в физике, в первую очередь, тем, что во всех разделах и направлениях физики, описывающих законы природы, не хватает важнейшего параметра природы – хода времени. В законах физики полностью отсутствует  исполнитель детерминизма – понятие ход времени из настоящего времени в будущее. В физических законах,хотя этот ход предполагается, но не учитывается, что является основной причиной существующего кризиса нынешней фундаментальной физики. Такое положение  обычно связывают отсутствием физико – математического описания казуальности.


      В основе построения целостной картины мира лежит принцип единства природы и принцип единства знания. Общий смысл последнего заключается в том,что знание не только бесконечно многообразно, но оно вместе с тем обладает чертами общности и целостности. Если принцип единства природы выступает в качестве общей философской основы построения картины мира, то принцип единства знания реализованной в системе представлений о мире, является методологическим инструментом, способом выражения целостности природы. 
Е.Л. Носенко рассматривая картину мира как интегрирующий и гуманизующий  фактор знаний, отмечает принципы, которые выступают  как дидактические требования к целостной картине мира [9].
Первым является принцип обеспечения целостности восприятия образа мира. В пользу этого принципа свидетельствуют данные когнитивных психологов, которые утверждают, что тех, кто обучается, целесообразно вводить в круг широких понятий, касающихся объекта познания. Эти понятия выполняют роль своеобразных «опережающих организаторов», после освоения которых легче воспринимаются мелкие детали, которые углубляют понимание сути объекта.
Второй принцип – это наличие в картине мира «лакун» или «пустых клеток».  Он означает, что целостность изображения той или иной картины мира не должны  превышать возможностей восприятия учащегося.
Третий принцип  - принцип концентричности усвоения целостной картины мира. Содержания этого принципа состоит в том, что объект познания должен сохраняться на разных этапах обучения, а уровень детализации изображения и уровень абстракции должна возрастать на последующих ступенях обучения.
Четвертый принцип – принцип кумулятивности, согласно которому картина мира радикально не изменяется в процессе ее изучения, а только расширяется и уточняется.
Пятый принцип – обеспечение вклада разных картин мира в формировании его целостного образа: практической, мифологической, религиозной, художественной, общенаучной и философской.
Шестой принцип – учет когнитивных возможностей субъектов познания картины мира при выборе категориальных парадигм миропознания и актов, в которых происходит этот процесс.
Седьмой принцип – использование во время обучения универсальных концептуальных  и чувственных категорий сознания человека, которые используются для создания образов мира при обеспечении и их разного наполнения и учете особенностей их восприятия в зависимости от уровня сформированности  познавательных возможностей субъектов познания.


      А.В. Бикметов анализируя современные сведения о физической картине мира, его сущности содержания и структуры, отмечает следующие ее специфические черты [1]:
  1. Физическая картина мира не простое, не непосредственное «первое» отражение, не наглядный образ, а такое отражение, объектом которого является совокупность «логических форм» физических теорий и принципов познания, идей физики и философии, отражающих  понимание физической формы движения.
  2. Физическая картина мира в ее научном понимании складывается и существует только на теоретическом уровне общественного сознания, как определенный синтез физических и философских знаний и представлений физической картины мира, это и придает особую индивидуальность некоторым элементам содержания физической картины мира.
  3. Физическая картина мира отражает связи и отношения между законами, теориями и принципами физической науки, которые выражаются  с помощью философских категорий, законов и принципов. Поэтому она в своем содержании не имеет аппарата символов и математических  знаков, столь характерных для физической науки и имеет больше общего с философской картиной мира.
  4. Отражение связей между физическими теориями, концепциями в физической картине мира осуществляется не только путем объединения в единое целое развивающихся физических  и философских понятий, но и путем внесения в содержание физической  картины мира новых понятий, теоретических преобразований. Этим фактором объясняются  важность социального  отражения – его опережающий характер. Вместе тем физической картине мира присуща и определенная стабильность, устойчивость, а порой и консервативность по отношению к физическим теориям.
  5. В физической картине мира присутствуют два уровня понятий концептуальный и чувственно – образный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями и принципами общенаучными и физическими понятиями. Чувственно – образный компонент – это совокупность наглядных представлений о мире, наличие которого определяет существование представлений физической картины мира на обыденном уровне и ее субъективную «окраску» в сознании каждой личности в ее деталях.
  6. Физическая картина представлена собой формой анализа взаимосвязи, взаимодействия философского и физического знания, которое дает новые идеи, как физике, так и философии для развития знания единой науки. В силу этого физическая картина мира является категорией теории и методологии научного знания.
  7. Существенный признак физической картины мира – воспроизводство важнейших свойств познаваемой и преобразуемой природы с позиции родовой пользы. Эта черта дала возможность сформулировать еще одно важное положение – физическая картина является целостной системой знаний и представлений, которые формируются на основе философского анализа физических явлений, понятий, принципов, гипотез и отражает закономерности физической формы движения.


      Все вышеизложенные сведения о физической картине мира служат ориентировочной основой для ее построения, однако они еще не являются недостаточным для ее оформления. В данной ситуации исследователь  находится как бы в положении человека, который в абсолютной темноте стремится узнавать того, чего он вообще никогда не увидел и не знал. В связи с этим  некоторые ученые считают, что создание целостной картины мира,  дело даже не ближайшего будущего [9]. Несмотря на это современное  состояние  науки (прежде всего математики), переход в научных исследованиях от прагматической парадигмы  - личностно ориентированной,технологический подход  к решению научных проблем,  несмотря на ограниченность наших знаний, открывает новые горизонты видения мира.


      Дидактическая адаптация законов технологии, которые называются «целевая ориентация», «достижение результата», «создание поля, удобное для жизнедеятельности человека» указывает на необходимость систематизации и обобщения физических законов на основе принципа причинности [5]. Обобщение физических законов как причинно –  следственные, по сути, означает генерализацию. Генерализация в широком смысле – подчинение частных явлений общему принципу. Физический закон после генерализации становится метазаконом, выраженный на метаязыке физики, что позволило установить так называемое «основное отношение» в виде а=bс, где а,и с – физические величины, характеризующие причину, следствие и условие (состояние объекта) соответственно. В науке давно известны некоторые родственные взаимосвязи между отдельными проявлениями, и такие взаимосвязи называют отношениями эквивалентности [8].
Отношение эквивалентности допускает разбиение данного множества на попарно непересекающихся множества, когда одновременно выполняются следующие условия [2]:

  1. Все подмножества, образующие разбиение, непусты.
  2. Любые два таких подмножества не пересекаются.
  3. Объединение всех подмножеств не пересекаются.

     Разбиение универсального множества на множества  попарно непересекающихся подмножеств по заданным свойствам допускает отображать отношение эквивалентности  в виде диаграммы Эйлера – Венна, по сути которой является целостной картиной мира [5, 6]  (см. рис.). 

RustemovBHc_clip_image002.jpg

Рис. Целостная картина мира


      Целостная картина мира, выраженная в виде диаграммы Эйлера – Венна,  согласуется со всеми современными знаниями о ней и удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым ей. 
Целостная картина мира является не только осмыслением научных результатов, но и концептуальной моделью, поддерживающей научное продвижение, для научного познания она выступает в качестве работающего теоретического образования. В мировоззренческом аспекте она выступает средством формирования научного мировоззрения.

      Таким образом, мир в котором мы живем, един и целостен. Мы люди, которые живем в этом мире под одной «крышей», составляем частичку этой целостной системы, взаимосвязаны и зависимы друг от друга, нас объединяет мир, в котором мы существуем и наше общее имя «человечество», несмотря в какой стране мы живем, какой национальности, какого цвета, вероисповедания и т.п. Только такое миропонимание и действие на его основе является залогом и гарантией сохранения мира в мире, прогресса человеческого общества. Если мы считаем себя изолированными, внешними относительно друг к другу, то самосохранение человечество не гарантировано, ему грозит опасность гибели. Это должно быть понятно каждому из нас, и тогда можно надеется, что человек как разумное существо, не дойдет до этого, вооружаясь знаниями о единстве и целостности нашего мира. В этом и проявляется суть гуманизма целостной картины мира.

        ЛИТЕРАТУРА

  1. Бикметов А.В. Физическая картина мира как синтез физических и философских представлений. II  Всероссийская заочная научно – практическая конференция с международным участием «Современный учебно – воспитательный процесс: теория и практика». URL. http://econf.rae.ru/article/6753 (дата обращения 15.07.2014)
  2. Виленкин Н.Я. Математика. М., Просвещение, 1977. 352 с.
  3. Калягин Н.В. Современная научная картина мира. М., Логос, 2007. 162 с.
  4. Мостапаненко М.В. Философия и физическая теория. Физическая картина мира и проблема происхождения физических теорий. Л., Наука. Ленинградское отделение АН СССР. 1969. 239 с.
  5. Рустемов Б. Целостная картина мира и единая теория поля (открытия XXI века). LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrucken, Deutschland /Германия. 2013. 103 с.
  6. Столяр А.А. Логическое введение в математику. Минск, Вышэйша школа. 1971.  222 с.
  7. Тоистева О. Профессиональная деятельность социального педагога  в процессе образовательной адаптации подростков девиантного поведения. Pedagogik mahorat. №4, 2009. с. 42-46.
  8. Belostotskii Yu. G. New view universe bases. European Science and Technology[Text]: materials of the international research and practice conference. Vol II. Wiesbaden, Germany. 2012. p. 22-30.
  9. Yakiimenko S.I., Kazanchi I.V., Breslavskaya A.B., Pakhomova T.N. Development of  aesthetic bases of junior pupils world view. European Science and Technology[Text]: materials of the international research and practice conference. Vol II. Wiesbaden, Germany. 2012. p. 510-513.

Меню раздела

Актуальная информация

Интелл-Защита

От администрации

Новости